Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №12 г. Нерчинска

Забайкальский край, г. Нерчинск, ул. Советская, 71А

+730 (242) 4-11-15

ds12nerchinsk@mail.ru

 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №12 г. Нерчинска
 
Адрес: Забайкальский край, г. Нерчинск, ул. Советская, 71А
Телефон: +730 (242) 4-11-15
Эл. почта: ds12nerchinsk@mail.ru

 

"Развитие речи через восприятие произведений изобразительного искусства"

«Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке. Недаром монологу нужно учить. В малокультурной среде только немногие, люди с тем или иным литературным дарованием способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать» Л.В. Щерба

 Думаю, смысл этого высказывания и является причиной тому, что мы выделили раздел «развитие речи» как нашу проблему и задачу на год. Дети (и не только дети) просто «не в состоянии ничего связно рассказать» Так что же такое «связная речь»?

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений) Основная характеристика связной речи – понятность для собеседника Развитие происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми

  Существует две основные формы связной речи

Диалогическая речь (диалог)

Монологическая речь (монолог)

Диалог

   Главная особенность диалога – чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь и не нуждаются развертывании мысли и высказывания

Методы и приемы обучения диалогу

   Основной метод в повседневном общении – разговор воспитателя с детьми

• беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему

• прием словесных поручений

дидактическая игра.

  Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги

Монолог

Монолог – связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей Выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто

Монологическая речь – более сложный, произвольный, более организованный вид речи и требует специального речевого воспитания

Существуют три типа монолога (по функции)

Описание – характеристика предмета в статике

Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях

Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства

Исходя из этого сделаем вывод: мы должны научить своих детей полноценной монологической речи: т.е. научить эмоционально, образно говорить, повествовать, рассуждать

Одним из действенных методов обучения связной речи является обучение через восприятие произведений изобразительного искусства, т.е. картины. Но работа с картиной принесет пользу лишь при условии тщательной подготовки к ней и соблюдении определенных принципов

Принципы отбора картин

• по жанрам живописи Надо знать, что различные живописные жанры в различной степени развивают те или иные функции связной речи. Произведения живописи делятся на различные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, произведения сказочно-былинной живописи, произведения бытового, исторического жанра Например, пейзажная картина, натюрморт хорошо развивает образное восприятие, соответственно и образную речь, делает ее ярче, эмоциональнее. Образная речь богата метафорами, сравнениями. Есть некоторые трудности составления монологов по пейзажной картине, портрету, натюрморту Они обусловлены их статичностью. Такую картину дошкольник воспринимает как целостный, нерасчлененный образ, вызывающий определенные эстетические чувства. Ребенок может ахнуть от восхищения, а рассказать о своих впечатлениях не может. Произведения же, изображающие исторические события и быт учат дошкольника повествовать, рассказывать о событиях, изображенных на картине. Дети учатся склонять существительные, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные с существительными.

по содержанию Картина должна быть доступна дошкольникам по содержанию и настолько эмоциональна, чтобы вызвать желание высказаться. Для описания педагог должен подбирать картины, простые по композиции с ограниченным числом, изображённых на ней людей, предметов, преимущественно с сюжетом, содержащим конфликтную ситуацию. Больше волнует детей тот живописный образ, который оживляет в их воображении жизненные ситуации. Вот почему особенно близки дошкольникам, прежде всего, произведения художников, посвященные маленьким детям, близким людям, животным, природе. Организуя работу над картиной, воспитатель основывается на детских впечатлениях, полученных в результате наблюдений и жизненного опыта Например: как показывает практика целесообразно использовать такие пейзажи «Мартовское солнце» Юона, «Ранняя весна» Остроухова, «Золотая осень» Левитана.

• Еще один принцип отбора картин - близость содержания произведения живописи и литературного произведения, прочитанного детям. Работа по картинам Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» связывается со слушанием былин. Работа по пейзажным картинам связывается со слушанием поэтических и музыкальных произведений. Такая работа способствует более глубокому восприятию и осмыслению произведений живописи и искусства.

Методы и приемы, применяемые в работе по развитию речи с использованием картин.

В работе с картиной педагог должен придерживается примерно следующей последовательности.

1. Подготовка детей к восприятию картины

2. Молчаливое рассматривание картины.

3. Свободное высказывание детей

4. Анализ живописного полотна.

5. Словарно-стилистическая работа.

6. Коллективное составление плана.

7. Устный рассказ по картине.

8. Оценка рассказов

1. Подготовка к восприятию картины

  Перед тем как показать детям картину, необходимо подготовить их к активному восприятию произведения живописи. Картину сразу вывешивать не следует, т.к. дети будут её рассматривать, отвлекутся и потеряют интерес к предложенной воспитателем работе. Во вступительной беседе полезно кратко познакомить дошкольников с автором картины или с историей ее создания. Формы сообщения сведений о жизни и творчестве художника разнообразны: рассказ, диск, отрывок из какой-либо художественной книги.

   Чтобы лучше донести до детей содержание картины, особенно пейзажа, необходимо опираться на личные наблюдения детей за природой. Готовя детей к составлению описательного рассказа можно провести экскурсию с детьми в лес или парк. Объектами наблюдения детей могут быть: земля, воздух, небо, снег, деревья, птицы. Еще до рассматривания картины дети мысленно перенесутся в обстановку, схожую с изображенной на картине. Во время беседы педагог помогает найти яркие слова, образные выражения, чтобы передать все, что они видели во время экскурсии. Во вступительной беседе часто воспитатель обращается и к литературным произведениям, тематика которых близка содержанию анализируемой картины.

  Например: Прежде чем перейти к рассматриванию картины Шишкина «Зима», можно прочитать детям, как поэты и писатели описывают красоту зимней природы (Пушкин «Зимний вечер», «Зимнее утро», Никитин «Встреча зимы»). Можно привлечь и музыкальное произведение, вспомнить пословицы, поговорки, загадки. Берем «Март» Левитана. Отмечаем изменения в природе, слушаем Пушкина «Гонимы вешними лучами». А затем слушаем Чайковского «Времена года», «Подснежник».

    Затем беседа.

-Что представляете, когда слушаете?

-Как звучит мелодия в музыке Чайковского? (робко, нежно)

Затем после беседы предлагается картина «Март». Всё это должно настроить ребят на более полное и глубокое восприятие картин

2. Молчаливое рассматривание картины - второй и очень важный этап работы.

  Рассматривание картины имеет большое значение для развития мышления дошкольников, т.к. мышление совершается в тесной связи с восприятием. Развивается внутренняя устная речь ребенка

3. Свободные высказывания детей – третий этап работы по развитию речи.

   Дети должны поделиться своими первыми непосредственными впечатлениями. Нужно им дать возможность свободно высказаться, хотя их первые высказывания могут носить случайный характер. Но цель этого этапа выявить, как ребята поняли содержание картины, её главную мысль, что сумели увидеть, что почувствовали. Свободное высказывание детей происходит без особого руководства со стороны педагога.

4. Анализ картины - четвертый самый трудный и основной этап работы.

   Умелый анализ картины, направляемый педагогом - одно из активных средств, помогающих овладеть умением образно, грамматически правильно мыслить и говорить, Анализ полотна проводится в процессе беседы или рассказа воспитателя. Беседа помогает детям тоньше, глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведение искусства. В ходе беседы воспитатель задает вопросы – дети отвечают.

   К подготовке вопросов нужно отнестись очень продуманно Ставя вопросы, педагог раскрывает связь между предметами, изображенными на картине. Помимо вопросов, относящихся к конкретному содержанию картины, следует задавать вопросы, побуждающие детей к высказыванию своих впечатлений.

-Какое впечатление навевает картина на вас?

-Какое настроение навевает картина на вас?

-Какое впечатление производит на вас изображенный на картине пейзаж?

А дальше нужно выяснить,

-Почему создается такое настроение?

Не всегда дошкольники могут определить самостоятельно тему картины. Помочь в этом может вопрос:

- Как бы вы назвали эту картину?

По тем названиям, которые предлагают дети, можно сделать вывод, как они поняли основное содержание картины, как сумели обобщить увиденное.

   Полезно проводить такую работу дважды: до и после анализа картины. Сравнение этих двух названий между собой покажет, насколько глубоко и правильно дошкольники поняли содержание.

   Иногда можно поступить по-иному: сообщить детям название, и спросить, почему художник именно так назвал картину. Часто название говорит не только о содержании картины, но и о замысле художника, о том, что он считал самым главным.

Можно спросить,  

 -Почему Шишкин И.И. назвал свою картину «На севере диком», а не просто «Сосна»?

   Нужно вспомнить первую строку из стихотворения Лермонтова «на севере диком стоит одиноко сосна. Картине присущи особые образные средства, как и любому другому искусству. Дети должны воспринимать ее эстетически.

  Воспитатель, работая с картиной, должен использовать знания детей по изобразительному искусству.

-Как построена картина?

 -Какой цвет преобладает?

-Какие цвета холодные, а какие теплые?

-Где в картине главное действующее лицо?

-Кто главный?

-Как художник показал?

-Кого выделяет?

   Вопросы должны быть посильны для дошкольников. Задача вопросов - помогать умственному развитию детей, продвигать и укреплять их знания, формировать их грамматическое мышление и совершенствовать их речь. Главное не количество, а точность и последовательность.

   Одним из эффективных приемов работы с картиной является сравнение, в процессе которого у ребят начинает вырабатываться собственное отношение к произведению. Сравнения могут проводиться разные: двух или нескольких картин, сравнение картин и художественного произведения, картины и музыки. Сравнение может проводиться с целью выявления различия или установления сходства в рассматриваемых картинах. Иногда сравнение используется, чтобы облегчить понимание идейной направленности. Прием сравнения удачен при работе с картиной Грабаря «Февральская лазурь», «Март» Левитана. Вначале ведется работа только по картине Грабаря. (Левитановский «Март» не вывешивается). Название картины Грабаря не сообщается.

  Выслушав первые высказывания дошкольников о картине, педагог задает вопросы:

- Какое время года изобразил художник?

- Какое время суток?

- Как написаны стволы берез?

- На каком фоне изобразил их художник?

    Сообщается название картины. Выясняется значение слова «лазурь», подбираются однокоренные слова (лазурный) и синонимы (голубое, светло-синее). Здесь можно рассказать и об истории создания картины.

Затем звучит вопрос:

-Оправдывает ли картина свое название?

Затем вывешивается репродукция картины «Март».

- А какие изменения вы заметили на этой картине?

- По каким признакам можно определить, что это весна?

- Как передал Левитан пробуждение природы?

- Какие цвета использовал?

Нужно сравнить цвета у Грабаря и Левитана.

   Разбор картины в процессе беседы - наиболее распространенный, почти единственный прием работы над картиной. Однако необходимо разнообразить приемы и методы, и не забывать о силе устного слова. Живой рассказ воспитателя о картине обогащает восприятие, пробуждает дошкольников к активному словесному действию. Речь педагога служит образцом высказывания о картине.

 5. Словарно-стилистическая работа идет в процессе c анализом. Дети совместно с педагогом пытаются найти более яркие и выразительные эпитеты, подбирают синонимы, выясняют значение тех или иных слов.

6. Ознакомление с планом рассказа 

Здесь хорошо использовать различные мнемотаблицы, которые служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать: последовательность рассказа и его лексико-грамматическую наполняемость

7.Устный рассказ по картине

К устному рассказу необходимо привлекать возможнобольшее число ребят. На этом этапе проводится словарная работа, работа по конструированию предложений. Нужно учитывать возможности слабых детей. Они должны принимать участие в устной работе со всеми детьми, а затем им нужно дать облегченное индивидуальное задание.

8. Оценка рассказов.

  Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.  В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной. В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ». Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов характеристики образа, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Этапы обучения рассказыванию по картине

  Обучение рассказыванию по картине проходит постепенно, последовательно, учитываются возрастные и психологические особенности детей

Младший дошкольный возраст.

  В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

   Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:

1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

  Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Работу по развитию речи через восприятие картин в младшем возрасте начинают со знакомства с натюрмортом «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского «Две темные розы и тарелка с клубникой» И.И Машкова «Яблоки на красном фоне» К.С. Кончаловского После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине.

Средний дошкольный возраст.

    Детей учат рассматривать и описывать сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение». - Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину. • Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

  В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.  

   С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера

Картины для работы:

«Яблоки на красном фоне» К.С. Петров-Водкин,

«Яблоки и листья» И.Е. Репин,

«Яблоки на столе у печки» П.П. Кончаловский (сравнение)

«Бокал и лимон» К.С. Петров-Водкин

«Натюрморт. Синие сливы» И.И. Машков

«Цветы и плоды» И.Т. Хруцкий

«Смеющийся солдат» (фрагмент картины «Переход Суворова через Альпы» В.И. Сурикова

«Маргот танцует» ПП Кончаловского

«Портрет Бенуа» В.А. Серова

« Царь Иван Васильевич Грозный» (фрагмент)В.М. Васнецова

Старший дошкольный возраст

   В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.

  В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия:

«Картина называется «Февральская лазурь». Как вы считаете, почему именно так она называется?

Что означает слово «лазурь»?

Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения.

— «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ».

 Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению. На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.

«Натюморт с самоваром» И.И. Машкова

«Краски сухие» П.П. Кончаловского

«Снедь московская: хлебы» И.И. Машков

«Букет цветов, бабочка и птичка» Ф.П. Толстой

«Лен» В.Ф. Стожаров

«Натюрморт. Квас»В.Ф. Стожаров

«Натюрморт со свечой» И.Т. Хруцкий

«Стрекоза» И.Е. Репина

«Портрет крестьянки в русском костюме» И.П. Аргунова

«Портрет Мики Морозова» В.А. Серова

«Дети в маскарадных костюмах» Б.М. Кустодиева

«Семейный портрет» А. ванн Дейка

Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.