Приоритетное направление познавательное развитие
В. А. Сухомлинский
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Педагог – профессионал, владеющий необходимыми личностными качествами: стремлением к саморазвитию, творческим потенциалом, тактичностью и терпимостью в отношениях с детьми и родителями, арсеналом необходимого педагогического инструментария, может увлечь, заинтересовать и способствовать развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста, что во многом зависит от методов, с помощью которых педагог организовывает процесс познания воспитанников.
Методы, стимулирующие процесс познания:
• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);
• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
• метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили, когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи. Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей дошкольного возраста (это декламирует и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с января 2015г.).
Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста требует от педагога проявления творческого подхода к организации педагогического процесса.
Признаками творческой личности педагога являются:
1. Стремление к саморазвитию.
2. Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок.
3. Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу.
4. Способность отказаться от ориентации на авторитеты.
5. Умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте.
6. Способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации) .
7. Готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению.
8. Креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
В наших руках, руках педагогов и возможность создания в ДОУ атмосферы доброжелательности и позитива, развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
В содержание образовательной области «Познавательное развитие» входит: - Развитие сенсорной культуры. Формирование первичных представлений о себе, других людях. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве. Ребенок открывает мир природы. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем. Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В соответствии с ФГОС ДО целью познавательного развития детей дошкольного возраста стало развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на: сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности предполагает решение следующих задач: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. От возраста к возрасту задачи развития познавательно – исследовательской деятельности усложняются.
На этапе завершения дошкольного образования:
- у ребенка должны быть сформированы следующие навыки и умения:
- устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий, находить причины и следствие («Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности»); - выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки; умение классифицировать предметы по общим качествам («Сенсорное развитие»); - считать в пределах освоенных чисел и определять отношение предыдущего и последующего в числовом ряду; решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого; считать со сменой основания; выделять формы окружающих предметов, определять их положение в пространстве и положение своего тела в нем (Математические представления); - знание символики родного города и государства, осознанность детьми принадлежности к своему народу (Мир, в котором мы живем). - элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания («Ребенок открывает мир природы»)
Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в развитии личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в области познавательного развития должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности и возрастной категорией детей.
Центры игровой активности:
- Центр конструирования.
- Центр экспериментирования и уголок природы.
- Центр логики и размышления.
- Центр сенсорных игр.
- Центр дружбы народов мира.
Уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей воспитанников зависит от педагога, от используемых им в педагогической практике методов организации процесса и познания.