СОВЕТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:
- развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание и др.);
- различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, фасоли, палочек, пуговиц и других мелких предметов);
- пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него;
- пальчиковый театр;
- упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов.
Детям до 3 лет рекомендуется проводить:
- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястьям;
- упражения на сгибание и разгибание пальцев;
- перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;
- пальчиковую гимнастику и народные игры ("Сорока-белобока", "Пальчик-мальчик" и др.), в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями.
Детям 3-7 лет рекомендуется проводить:
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- запускать пальцами мелкие "волчки";
- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
- сжимать и разжимать кулачки;
- делать кулачки "мягкими" и "твердыми";
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами;
- собирать все пальцы в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- завязывать узелки на шнурке, веревке;
- застегивать, растегивать пуговицы;
- играть с конструктором, мозаикой;
- складывать матрешки;
- рисовать в воздухе;
- мять пальцами поролоноваые шарики, губки;
- рисовать, раскрашивать, штриховать;
- резать, вырезать ножницами;
- плести их бумаги коврики, корзинки, косички;
- шить, вышивать, выполнять аппликации.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В возрасте одного года Ваш малыш:
- Знает, как его зовут;
- Понимает слово “нет”;
- Понимает и выполняет несложные просьбы;
- Повторяет простые одно- и двусложные слова;
- Играет в “Сороку- белобоку”, желает “спокойной ночи”;
- Говорит “мама”, “папа” и ещё около десятка слов, обычно существительных;
- Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов;
- По вашей просьбе дает игрушку;
- С удовольствием смеется;
- Хорошо слышит и различает много звуков;
- Демонстрирует искреннюю любовь к вам;
- Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе;
- Активно рисует карандашом или мелком каракули.
В возрасте двух лет Ваш малыш:
- Обладает запасом в 200-300 слов;
- Пользуется в речи двух-, техсловными словосочетаниями и предложениями;
- Прислушивается к словам и понимает их значение;
- Любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации;
- Называет предметы, изображенные на картинках;
- Хорошо знает свое имя, произносит его;
- Пользуется словами “да”, “нет”, “ещё”;
- Выражает просьбу словами, а не только жестами;
- Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями);
- Согласует предмет и действие (“машина едет”, “я хочу”.
К трем годам Ваш малыш:
- Часто задает вам вопросы;
- Пользуется двух-, трехсловными предложениями;
- Говоря, высказывает свои впечатления, мысли;
- Договаривает звуки, слоги, слова при чтении;
- Имеет словарный запас 1000-1500 слов;
- Понимает значение простых предлогов и множественного числа;
- Знает время суток;
- Называет два цвета.
К четырем годам Ваш малыш:
- Владеет словарем примерно в 1500 слов;
- Начинает употреблять сложные предложения;
- Говорит предложениями из 4-5 слов;
- Задает много вопросов, использует слова “кто?” и “почему?”;
- Использует выражения типа: “я думаю, что...” и “я надеюсь, что...”;
- Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения;
- Парвильно употребляет глаголы в прошедшем времени;
- Правильно произносит звуки “п”, “б”, “т”, “д”, “ф”, “в”, “к”, “г”, “х”, “с”, “з”, “ц”, “м”, “н”.
К пяти годам Ваш малыш:
- Обладает словарным запасом 3000 слов;
- Знает свой адрес;
- Пользуется предложениями из 5-6 слов;
- Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными;
- Умеет пересказывать;
- Правильно произносит практически все звуки;
- Определяет право-лево у себя, но не у других;
- Знает простые антонимы (большой - маленький;, твердый - мягкий);
- Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем;
- Считает до десяти;
- Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
К шести годам Ваш малыш:
- Обладает словарем около 4000 слов;
- Практически все звуки родного языка произносит правильно;
- Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому;
- Помнит и может описать прошедшие события;
- Пользуется сложными предложениями;
- Употребляет все части речи;
- Использует абстрактные и отвлеченные понятия;
- Рисует, заштриховывает, обводит;
- Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги;
- Различает и дифференцирует звуки речи.