Дорофеева Людмила Николаевна
воспитатель подготовительной к школе группы
Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
детского сада №12 г. Нерчинска
Образовательная область «Познавательное развитие»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию математических представлений «Первые шаги в математику» «Путешествие по сказкам»
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры - путешествия по сказкам.
Задачи:
Образовательные: Продолжать учить детей решать задачи, закрепить количественный счет в пределах второго десятка, упражнять в решении примеров, в ориентировке на листе бумаги; формировать представление о времени: последовательности месяцев, смене времени года.
Развивающие: Развивать логическое мышление сообразительность, внимание, память, воображение, связную речь, мелкую моторику; Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, самостоятельность, дружеские отношения, отзывчивость, чувства сострадания к тем кто нуждается в помощи.
Материалы: мультимедиа - слайды по сказкам, наборы цифр, простые карандаши, листы бумаги в клеточку, карточки-льдинки с примерами, по две тарелочки - светлую и темную (на каждого ребенка), фасоль, посох Деда Мороза, две магнитные доски на которых изображены геометрические формы - «Геометрическое одеяло», геометрические фигуры на магнитах, музыкальная физкультминутка «Солнышко лучистое», игрушка карета, «ковер-самолет», яблоко, камень, подснежник, музыкальное сопровождение, звуки: летящий самолет, цоканье лошадей, плеск воды, вьюга .
Предварительная работа: Чтение с детьми сказок: «Гуси-лебеди», «Золушка», «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению». Заучивание пословиц, поговорок, загадок о времени года.
Интеграция: ОО Познание, ОО Социально - коммуникативное развитие, ОО Художественно - эстетическое развитие (Музыка, Художественная литература), ОО Физическое развитие.
Ход проведения непосредственно-образовательной деятельности
I.Орг. момент
1.-Дорогие мои друзья, я вижу - у вас хорошее настроение, в душе у вас тепло, и ваше тепло передалось и мне и гостям. Повернитесь, пожалуйста, к гостям улыбнитесь и шепотом скажите:
- У нас хорошее настроение, мы рады видеть гостей.
2. Приветствие, психологический настрой
Для начала встаньте в круг
Сколько радости вокруг.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Вы готовы поиграть?
Можно встречу начинать.
3.Введение в ситуацию
Много сказок есть на свете.
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать
И немного поиграть.
4. Мотивация к деятельности (Слайд 1) - Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам. Там нас ждут любимые герои, которым нужна ваша помощь, а также приключения, волшебные превращения, трудные и интересные задания.
5. Проблемная ситуация
Воспитатель: Перед нами - в сказку дверь
Открывай её скорей!
Дети: Но на двери замок.
Воспитатель: Что же делать? Как открыть дверь?
Дети: Чтобы открыть замок нужен ключ.
Воспитатель: Где мы можем взять ключ?
Ответы детей. Воспитатель: А давайте его изготовим.
II. Основная часть
1. Графический диктант
Воспитатель: Отступите 4 клетки слева, 7 клеток сверху, поставьте точку. Начинаем рисовать.
8 клеток вправо, 2 клетки вверх, 4 клетки вправо, 5 клеток вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх, 4 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 3 клетки вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх.
- Что получилось? Дети: Ключ
2. Вхождение в деятельность (Слайд 3)
Воспитатель: Дверь мы в сказку открываем
В мир волшебный попадаем. (Слайд 4)
- А вот «ковер- самолет», на котором мы отправимся в сказку. (Дети садятся на ковер)
3. «Продолжи предложение и отгадай сказку»
Воспитатель: В какую сказку мы полетим?
-Смотрите здесь подсказка. Воспитатель читает текст подсказки «Фея взмахнула волшебной палочкой и ...», что произошло дальше? Ответы детей: тыква превратилась в карету, крыса в кучера и т.д Сказка «Золушка» (Слайд 5)
Воспитатель: Ребята, Золушке очень хотелось попасть на бал, но мачеха ей приготовила трудное задание, пока она его не выполнит, на бал не попадет.
4. Количественный счет
Воспитатель: Мачеха наказала Золушке перебрать зерна.
- Поможем Золушке справиться с этим заданием?
Воспитатель: На ваших столах стоит блюдо с белой и темной фасолью. Ваша задача перебрать фасоль и сосчитать её количество (Дети работают в паре, один ребёнок берёт темную фасоль и кладет её в тёмную тарелку, другой ребёнок берет светлую фасоль и кладет её в светлую тарелку. Отделив фасоль, дети пересчитывают её количество на своих тарелках).
Воспитатель: Молодцы! Справились с непростым заданием. (Слайд 6)
Теперь Золушка смело отправится на бал и найдёт там себе принца. А нам Золушка подарила карету, на которой мы отправимся в следующую сказку. А здесь подсказка.
5. «Продолжи предложение и отгадай сказку»
Воспитатель читает текст подсказки «Выбежала девочка в чистое поле и только видела как...»
Ответы детей: Метнулись вдалеке гуси-лебеди. Сказка «Гуси - лебеди» (Слайд 7)
6. Решение задачи
Воспитатель: Мы поможем девочке освободить братца, если решим задачу.
Воспитатель читает текст задачи «Семь гусей служили у Бабы - Яги. Одного гуся она оставила сторожить избушку на курьих ножках. Сколько гусей Баба-Яга отправила за Иванушкой?»
Воспитатель: Это задача? Почему? Ответы детей: В задаче есть вопрос сколько? Воспитатель: Из каких частей состоит задача? (Слайд8)
Ответы детей Условие Вопрос Решение Ответ
Воспитатель: Что известно по условию задачи?
Воспитатель: Можем ответить на вопрос задачи? Как?
(Решение задачи дети выкладывают цифрами 7-1=6)
- Мы ответили на вопрос задачи?
Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием. Помогли освободить Иванушку, за это девочка нас угостила яблоком, а на нем подсказка.
7. «Продолжи предложение и отгадай сказку»
Воспитатель читает текст подсказки «Злая мачеха отправила девочку в лес за..." Ответы детей: За подснежниками. Сказка «Двенадцать месяцев»
8. Вхождение в игровую ситуацию
Воспитатель: - Чтобы попасть в гости к месяцам мы должны пройти по сказочному лесу.
Ходьба с высоким подниманием коленей - по сугробам, ходьба в полуприседе - под ветками.
9. Дидактическая игра « Двенадцать месяцев» (Слайд 9)
Воспитатель: Мы поможем девочке, если назовём все месяцы года и напомним когда расцветают подснежники. (Дети становятся в круг передают посох Деда Мороза и называют месяцы по именам, а также время года, когда расцветают подснежники).
10. Динамическая пауза «Солнышко лучистое» Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни.
11. Дидактическая игра «Заштопай одеяло»
- Ребята нам нужно спешить на помощь другому сказочному герою, а девочка нам подарила подснежник с подсказкой. Воспитатель читает текст подсказки «Уронила девица ведро в ...»
Дети: В колодец. Сказка «Мороз Иванович» (Слайд 10)
Воспитатель: А вот и колодец. Выполнив задание от Мороза Ивановича, мы поможем Рукодельнице найти своё ведёрко и вернуться домой. -Поможем Рукодельнице, заштопаем одеяло? (Дети делятся на две команды и выкладывают на "геометрическое одеяло" цветную геометрическую фигуру, в соответствии с формой). Воспитатель: Молодцы! Помогли девице выполнить задание, за это она подарила нам драгоценный камень с подсказкой.
12. Решение примеров Воспитатель читает текст подсказки: «Прорубил лёд, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь...» Ответы детей: И видит щуку. Сказка «По щучьему велению» (Слайд 11)
-Посмотрите, не видите ли вы прорубь? (Дети находят прорубь) Воспитатель: Прорубил Емеля прорубь, зачерпнул ведра, но не увидел щуку. Посмотрите на льдинках что-то написано.
Дети: Примеры
Воспитатель: Чтобы Емеля увидел щуку нужно взять льдинку и решить пример. Ответ запишите с помощью цифр.
8-1= 3+2= 9+1= 2+2= 8-0= 7+1= 5+2= 3+0= 10-1= 7-2= 8+2= 4-1=
-Проверьте решение друг у друга.
- А вот и щука (Слайд 12)
III. Заключительная часть
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад. Только как же мы вернемся домой?
Ответы детей (Попросим щуку)
Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова:
По щучьему велению,
По нашему хотению
Верни нас щука в детский сад.
Итог - Кому мы сегодня помогали?
- Какие задания вам особенно понравились?
Рефлексия - Ребята, если у вас хорошее, солнечное настроение возьмите солнышко, а если вам грустно возьмите тучку.